Неточные совпадения
И сейчас русские
культурные люди могут лишь мечтать о свободе
творчества, об индивидуальной независимости и достоинстве.
Я сознал религиозный, а не
культурный только смысл
творчества,
творчества не оправдываемого, а оправдывающего.
Повторяю, что под
творчеством я все время понимаю не создание
культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию.
То было очень интересное и напряженное время, когда для наиболее
культурной части интеллигенции раскрывались новые миры, когда души освобождались для
творчества духовной культуры.
Вместе с тем я раскрывал трагедию человеческого
творчества, которая заключается в том, что есть несоответствие между творческим замыслом и творческим продуктом; человек творит не новую жизнь, не новое бытие, а
культурные продукты.
Оскопление,
культурное обеднение, ослабление
творчества и убиение красоты связаны с рационалистической, рассудочной, антирелигиозной культурой.
Средние века не есть эпоха варварства и тьмы; этот старый взгляд давно уже оставлен
культурными историками, наоборот, это эпоха великого напряжения духа, великого томления по абсолютному, неустанной работы мысли, это эпоха
культурная и творческая, но не дневного
творчества, а ночной культуры.
Но
культурная элита не может оставаться замкнутой в себе, изолированной, самоутверждающейся под страхом удаления от истоков жизни, иссякания
творчества, вырождения и умирания.
Как не может
творчество культурных ценностей сразу быть распространено на бескачественную массу человечества, так же не может не происходить процесса демократизации культуры.
Менее понятна и менее оправдана такая нелюбовь к свободе и духовному
творчеству тех, которые почитают себя
культурным слоем и хранителями духовной культуры.
Но в этике
творчества может раскрыться новый конфликт между
творчеством совершенных
культурных ценностей и
творчеством совершенной человеческой личности.
Жуирный, вивёрский склад венской
культурной публики не выказывал никаких высших потребностей ни по философским вопросам, ни по религиозным, ни по эстетическим, ни по научным. По всем этим сферам мысли, работы и
творчества значились профессора и разные специалисты. Но их надо было отыскивать. Они составляли особый мирок, который совсем почти не влиял на общее течение столичной культурности, на вкусы и увлечения большой публики.
Если одна часть русских марксистов более всего дорожила целостным, тоталитарным характером своего революционного миросозерцания, охраняла свою ортодоксию и отличалась крайней нетерпимостью, если марксизм и социализм были для них религией, то в другой части произошла дифференциация разных
культурных областей, была нарушена революционная целостность и произошло освобождение подавленной жизни духа и духовного
творчества.
Ставилась и решалась лишь «мирская»,
культурная проблема
творчества.
В то время как у людей высшей и утонченной культуры Достоевский пробуждает онтологическое сознание и жажду перехода от
творчества символических
культурных ценностей к
творчеству подлинного бытия, у малокультурных русских людей он может парализовать вкус к культуре и укрепить нигилистическое отношение к культуре.
Осуществление творческого художественного акта — произведение дифференцированного искусства,
культурные эстетические ценности, исход
творчества не в мир иной, а в культуру мира этого.
Творчество в тисках, оно задавлено взаимовраждебными устремлениями — устремлением к совершенству души и устремлением к совершенству
культурной ценности.
Творчество этой эпохи по существу направлено на последнее, а не на предпоследнее, все ее достижения должны уже быть не символическими, а реалистическими, не
культурными только, а бытийственными [Очень интересно говорит о культуре Н. Ф. Федоров: «Если объединение живущих для всеобщего воскрешения не совершается сознательно, то объединение сынов превращается в цивилизацию, в чуждость, враждебность, в разрушение, а вместо воскрешения является культура, т. е. перерождение, вырождение и наконец вымирание» («Философия общего дела», с. 142–143).
В
творчестве теургическом снимается трагическая противоположность субъекта и объекта, трагическое несоответствие между заданием нового бытия и достижением лишь
культурной ценности.
Творчество не есть самосозидание и самосовершенствование в смысле йоги, христианской святости или толстовства, не есть и созидание
культурных ценностей в «науках и искусствах».
Такая духовная настроенность очень затрудняет историческую работу народа,
творчество культурных ценностей, она очень не благоприятствует всякой душевной дисциплине.
В начале XIX века, в эпоху Александра I, быть может в самую
культурную во всей нашей истории, на мгновение блеснуло что-то похожее на возрождение, была явлена опьяняющая радость избыточного
творчества в русской поэзии.
Наряду с политическим и социальным строительством должны все время идти у нас духовная и
культурная работа и
творчество.